Техника Планирования №1 или "End-in-Mind"
Перед тем, как приступить к поиску целевой аудитории и настройке
рекламы, Вам нужно точно понимать своего идеального клиента, где его можно найти и что он будет покупать. Скачайте проверенный Шаблон Аватара Клиента сейчас и определите для кого предназначен ваш продукт.
Сергей Лопухов
Почему наш бизнес иногда работает не так, как мы хотим?

У того, кто занимается бизнесом есть два варианта: развиваться или умирать. Все, что не двигается вперед - двигается назад. В реальном мире статики нет .

Все, кто ведет какое-то свое хозяйство, причем неважно, будь это ферма с козами или ферма майнера - мы все в данный момент куда-то двигаемся: или вверх или вниз.

И да, мы уже чего-то умеем, что-то применяем в своей работе, но… бывает так, что того развития, которого нам хотелось бы - нет!
Сегодня мы будем говорить об инструменте под названием «реверсивная инженерия» или о понятии "end in mind".
МАКРО цели – будущее вашего бизнеса

Вспомните, когда последний раз вы ставили перед собой большие цели, на которые нужно минимум 10 или 20 лет? Не годовые финансовые и не сиюминутный список задач по развитию на текущей неделе. Нет, именно макро-планирование?

Есть люди, кто скажет, что сегодня из-за полной непредсказуемости нет смысла планировать дальше чем на год. Но это не так и мне хотелось поделиться этим размышлением.

Чаще всего у владельца бизнеса есть четкий план на ближайшие месяцы и некое туманное представление о будущем под названием «успешная компания».

Но это так не работает.

Почему?

Без более конкретного понимания того, где бы вы хотели оказаться когда-то в будущем, ваши планы на ближайшее могут быть ошибочными.
Один очень мудрый человек говорил, что видит жизнь, как сквозь туманное стекло. Но тут наше стекло может стать совсем матовым.

Давайте представим себе спортсмена, который просто хочет быть успешным и пашет в зале каждый день. Но что для него успех – лет через 30 лет?

Первенство в городе, в мире? Или своя сеть залов? Или книги про долголетие?

Если он более склонен к тому, чтобы зарабатывать, занимаясь любимым делом, то может есть смысл задуматься о бизнес-обучении, в например о техниках создания франшиз в фитнесе, потому что одними тренировками свой клуб не открыть.

Если все таки в фокусе стоят большие достижения и известность, например призёр олимпиады и официальное лицо Nike 2030, то это долгий путь и тут помимо концентрации на тренировках, можно уже по немного думать и изучать медийность – сегодня просто спортсменов на рекламу не берут. Можно уже начать вести свой TikTok, инстаграм или канал с тренировками.

Если в понимании этого человека успех - это книги по ЗОЖ, которые можно выпускать раз в год и остальное время путешествовать.

То, может быть уже есть смысл завести дневник, открыть блог или брать первые уроки писательского мастерства, скажем, у Екатерины Оаро? Кстати, замечательный мастер письменного слова! И для тех, кто пробует писать - у неё недавно вышла отличная книга "Держись и пиши"!

Т.е. даже в в этом случае нет смысла откладывать! Можно уже начинать писать свой дневник – ведь со временем многое забудется, а материал для книги - дело важное)).

Если спортсмен не задумается о том, куда он бежит, где его сердце - он не сможет свернуть в нужном месте, не успеет развить необходимые навыки, контакты.

Так и с бизнесом – осознание своего МАКРО, того, где вы хотите видеть себя, свою семью, свою компанию через 10-20 лет - это дает другое понимание того, что делать сейчас. Это дает прозрачность! Дает другую энергию!
Еще одна причина

Локальные цели достигаются относительно быстро. Финансовый год заканчивается за 365 дней, до нового офиса можно дорасти, условно за полгода, а за год - открыть сколько-то филиалов. Это хорошие, позитивные цели, но что будет, когда вы их достигнете? Будет ли энергия и желание идти на сверхусилия?

Дело в том, что достигая оперативные цели (при отсутствии макро), можно получить определенное размагничивание. И людей и бизнеса в целом. Это уже не про развитие.

Макро цель – это инструмент, которое исключает подобные эмоции. Когда вы видите то, где хотели бы оказаться когда-то! Когда-то в будущем! должны быть через 20-30 лет, нет растерянности и пустоты тогда, когда закрываются среднесрочные цели, скажем на год или пол года.
Цель "далекого дня"

За последние годы я пришел еще к одному очень важному выводу по поводу МАКРО. Я понимаю, что многие сторонники "смартированного" планирования будут недовольны, я бы сам раньше был не согласен с таким тезисом - но, есть такое мнение, что у макро целей не должно быть срока!

Т.е. это должен быть какой-то день в будущем, настолько далеко, насколько это возможно для вас! По настоящему рабочее МАКРО для предпринимателя и владельца бизнеса - это не МАКРО цель на 10-15 лет. Нет.

Это какой-то далекий день! Максимально далекий день! Я не хочу уходить в философские рассуждения - скажу одно, если уйти от цифр и представить этот какой-то день в будущем - шансы на то, что вы будете жить возможно сложную, но счастливую жизнь намного больше! Жизнь, о которой вам не придется сожалеть потом.

Но давайте перейдем к той, простой, но крайне эффективной истории, про которую я собирался сегодня рассказать. К реверсивной инженерии. Кстати, именно она может дать вам возможность двигаться к своему "какому-то дню в будущем" наиболее оптимальным маршрутом.
"Секретная" техника

Так всегда говорил один мой друг детства, очень талантливый парень, который так хотел лечить людей и даже закончил медицинский с отличием..., но потом ушел в бизнес.

Он часто говорил: Цель - структура - процедура!

Это очень старое выражение, наверно еще с советских времен, может даже из медицины.

ЦЕЛЬ - это стратегические планы (и хорошо, когда цель находиться на тотм самом уровне макро, что мы только что обсудили), т.е. это то, ЧТО нужно достичь.

И когда с этим стало понятнее - с целью, то можно переходить к описанию маршрута до этой целе, т.е. СТРУКТУРУ, (или фреймворк, очень популярный термин сейчас) - т.е. описать то, КАК к этому нужно идти.

И разобравшись со структурой, расписав framework - можно переходить к планированию шагов, т.е. к конкретным задачам.

Дак вот так делают многие, но вся тонкость в том, как мы планируем двигаться к нашей большой цели!

Мы все находимся в каком-то своем настоящем. Давайте его назовем пунктом А.

А нашу цель мы представляем в виде некоего результата в будущем - пусть это будет пункт Б.

Другими словами, наша цель - это перейти из точки А в точке Б. И чтобы это произошло нам нужно сделать какое-то количество шагов. Условно, шаг 1, шаг 2 и шаг 3.

Так, обычно, мы и планируем: 1, 2, 3.

Но секрет Реверсивной Инженерии заключается в том, что мы меняем последовательность и планируем не 1-2-3, а 3-2-1.

Мы начинаем планировать свои шаги (или элементы структуры) с конца. Не с начала. Отсюда и название "end in mind", т.е. начиная с конца.

При разработке нашего плана мы как бы идем не из пункта А в Б, а наоборот, из пункта Б в А. Это очень просто и очень круто работает!

Начните с конца – где вы хотите оказаться спустя много лет? Во что должен трансформироваться ваш бизнес, ваша семья, какие знания нужны для этого вам, какие качества?

Чтобы лучше понять, о чем речь, вспомните Илона Маска – у него не было цели создать многомиллионную корпорацию. Он хотел колонизировать Марс. Но из глобальной мечты появился SpaceX, Tesla, SolarCity, Скучная компания со своими тоннелями и некоторая популярность посреди инвесторов.
Почему этому не учат

Нас не учили этому на MBA (на том, где я когда-то учился), нам говорили про долгосрочное планирование, про планы на 10-15 лет. И это полезно, особенно тогда, когда ты работаешь в большой структуре, когда ты винтик какого-то пусть и высокого уровня. Но если ты предприниматель - этого недостаточно. Это мелко, это существенно ограничивает и не дает нужных вводных для принятия стратегических решений.

Это был далеко не первый мой год в бизнесе, когда я открыл для себя это понятие "цели далекого дня". Я могу сказать одно - у меня поменялось многое.

Было это примерно так.

Когда я начал изучать вопрос своего "далекого дня" у меня начались стали возникать всякие "сложности". Например я понял эту свою цель про далекое будущее и мне захотелось ее связать с сегодняшним днем.

Тогда я попробовал "приземлить" эту цель. Что бы мне прийти в этот "далекий день", что мне надо получить, какие результаты через 5 лет?

Нормальный вопрос уже, подумал я и прописал то, что нужно получить через 5 лет.

Потом я задал себе следующий вопрос - а что мне нужно получить через год, чтобы оказать там, где я наметил оказаться через 5 лет?

Тоже рабочий вариант. Я прописал все подробно, что и как мне нужно сделать за год.

Я держал перед собой свои планы "на год" и мне было уже совсем просто прописать то, что я должен сделать за этот месяц, чтобы приблизиться к тому, что намечено на год!

А вот дальше было забавно. Когда у меня была цель на месяц и я нарезал себе задачек на ближайшую неделю, так называемый "to do" LIST - полсе этого я взял тот перечень задач,ю что у меня стояли на ближайшее до выполнения всего этого упражнения под названием "цель далекого дня". Знаете, что я увидел, что я занимался чем-то очень важным, но это важное было вообще не про меня!

Большинство из моих текущих планов вообще никак меня не приближали туда, куда я хотел бы попасть… Сюрреализм ситуации был в том, что и первый список и второй делал я сам с разницей в один день)))

С тех пор моя "цель далекого дня" менялась, думаю несколько раз. Со временем я начал понимать, что на понимание своего "далекого дня" нужно больше времени, чем показалось на первый взгляд. Когда ты идешь своим путем - что то меняется вокруг, что-то внутри. И я не уверен, что на сегодня я сам до конца разобрался со своим "далеким днем", с этой целью. Но!

То, чем мне хотелось бы поделиться сегодня с вами - это простая мысль, что если вы будете двигаться по своей жизни с пониманием "цели далекого дня", с пониманием той самой реверсивной инженерии (или "end-in-mind"), это будет более интересный путь, более осознанный!

На деле это можно применять везде. Реверсивная инженерия подходит и для более мелких задач. Мы говорим об этом в нашем клубе xMARKETER, в том числе отдельно на курсе Автоворонки 2.0. "End-in-mind' очень эффективен не просто при разработке любой воронки, но в т.ч. и при проектировании своего Пути клиента, при разработке Лестницы ценности. Можно, конечно, делать по старинке, но это не так эффективно. Нет той прозрачности и сложнее уйти от субъективизма, от своего мнения! (ссылка на статью от Мнении)

Если ты строишь любую свою модель, ты тестируешь какой-то новый продукт на своем рынке, думаешь о каком-то новом проекте, запуске - очень полезно прокрутить его через реверсивную инженерию. Очень!

Многое станет намного прозрачнее, если ты начнешь проектирование своей воронки, своей бизнес-модели не от продукта и твоего к нему отношения, а от тех результатов, которые ты хочешь получить! Не 1-2-3, а 3-2-1.

Не от продукта, а от конечного результата. Сегодня я вижу, что многие развивают свои проекты двигаясь от текущего положения дел, без понимания конечных результатов, как бы по течению. Я сам периодически встаю на эти же рельсы.

Дело в том, что понимание конечного результата, точнее его разницы с вашим "дальним днем" не всегда может радовать. Мы рассуждаем и вообще видим мир как бы "изнутри" себя, у нас есть какие-то представления, эмоции - и может быть так, что понимание "конечных целей" приведет вас к осознанию того, что проще вообще все текущее закрыть и строить с нуля. Это бывает нередко, у меня так было, кстати, несколько раз.

И я спрашивал себя потом - зачем было строить, чтобы потом понять, то все не туда. Тратить силы, деньги, время - самое дорогое! Поэтому лучше бы разбираться со всеми такими моментами на берегу, до начала активных действий или достижения первых пятилетних результатов)).

Понимание "далекого дня" - это не просто вопрос постановки цели (к тому же она может меняться). Фокусировка на этом важна не только при разработке маршрута (структуры), но при совершении шагов (выполнении процедуры)! Т.е. важна фокусировка на "цели далекого дня" в течении любой оперативной задачи. Причем, хорошо, если это будет доступно для всей команды вашего проекта!

Это может многому научить, может очень объединить! И, кстати, сегодня я понимаю, почему эта техника, почему такой уровень планирования не выгоден руководству и владельцам больших бизнесов и больших структур.

Если их сотрудники начнут размышлять такими категориями - многих будет просто не удержать на месте потому. Может случиться так, что станет понятнее пропасть между целями организации и сотрудников. А если помимо МАКРО они еще используют реверс, то некоторые могут начать двигаться в другую, в свою сторону. Т.е. это невыгодно таким структурам, где к людям относятся как к элементам механизма.

Но, если вы предприниматель или если вы эксперт, который думает о каком-то своем направлении - то может быть вам стоит обратить внимание и попробовать применить Макро планирование и Реверс в своей жизни.

Это может дать вам невероятно твердое основание для выстраивания своего нового "здания", своего нового проекта. Это может дать осмысленность и уверенность в себе, уверенность в своих действиях! А это если не все, то очень уже очень многое!
Надеюсь, что кому-то эти знания будут полезны! Что, кто-то сможет это применить у себя. Знания без практики мертвы! И пусть у нас будет н так!

Всем всем самого доброго! Пока.
Сергей Лопухов
Сергей Лопухов - основатель образовательного проекта xMARKETER academy. Разработчик метода динамически направленных коммуникаций "ДНК". Автор книги "Законы Современного Маркетинга". Более 20 лет бизнес-опыта в цифровом маркетинге. Ведущий подкаста: [СЕКРЕТНЫЙ] МАРКЕТИНГ. Выпускник The Open University of Great Britain (MBA). Выпускник президентской программы по финансовому менеджменту.
Отец троих детей.

Связаться с Сергеем в vkontakte | sergeylopuhov.ru

© All Right Reserved. xMARKETER.