Почему этому не учат
Нас не учили этому на MBA (на том, где я когда-то учился), нам говорили про долгосрочное планирование, про планы на 10-15 лет. И это полезно, особенно тогда, когда ты работаешь в большой структуре, когда ты винтик какого-то пусть и высокого уровня. Но если ты предприниматель - этого недостаточно. Это мелко, это существенно ограничивает и не дает нужных вводных для принятия стратегических решений.
Это был далеко не первый мой год в бизнесе, когда я открыл для себя это понятие "цели далекого дня". Я могу сказать одно - у меня поменялось многое.
Было это примерно так.
Когда я начал изучать вопрос своего "далекого дня" у меня начались стали возникать всякие "сложности". Например я понял эту свою цель про далекое будущее и мне захотелось ее связать с сегодняшним днем.
Тогда я попробовал "приземлить" эту цель. Что бы мне прийти в этот "далекий день", что мне надо получить, какие результаты через 5 лет?
Нормальный вопрос уже, подумал я и прописал то, что нужно получить через 5 лет.
Потом я задал себе следующий вопрос - а что мне нужно получить через год, чтобы оказать там, где я наметил оказаться через 5 лет?
Тоже рабочий вариант. Я прописал все подробно, что и как мне нужно сделать за год.
Я держал перед собой свои планы "на год" и мне было уже совсем просто прописать то, что я должен сделать за этот месяц, чтобы приблизиться к тому, что намечено на год!
А вот дальше было забавно. Когда у меня была цель на месяц и я нарезал себе задачек на ближайшую неделю, так называемый "to do" LIST - полсе этого я взял тот перечень задач,ю что у меня стояли на ближайшее до выполнения всего этого упражнения под названием "цель далекого дня". Знаете, что я увидел, что я занимался чем-то очень важным, но это важное было вообще не про меня!
Большинство из моих текущих планов вообще никак меня не приближали туда, куда я хотел бы попасть… Сюрреализм ситуации был в том, что и первый список и второй делал я сам с разницей в один день)))
С тех пор моя "цель далекого дня" менялась, думаю несколько раз. Со временем я начал понимать, что на понимание своего "далекого дня" нужно больше времени, чем показалось на первый взгляд. Когда ты идешь своим путем - что то меняется вокруг, что-то внутри. И я не уверен, что на сегодня я сам до конца разобрался со своим "далеким днем", с этой целью. Но!
То, чем мне хотелось бы поделиться сегодня с вами - это простая мысль, что если вы будете двигаться по своей жизни с пониманием "цели далекого дня", с пониманием той самой реверсивной инженерии (или "end-in-mind"), это будет более интересный путь, более осознанный!
На деле это можно применять везде. Реверсивная инженерия подходит и для более мелких задач. Мы говорим об этом в нашем клубе xMARKETER, в том числе отдельно на курсе Автоворонки 2.0. "End-in-mind' очень эффективен не просто при разработке любой воронки, но в т.ч. и при проектировании своего Пути клиента, при разработке Лестницы ценности. Можно, конечно, делать по старинке, но это не так эффективно. Нет той прозрачности и сложнее уйти от субъективизма, от своего мнения! (ссылка на статью от Мнении)
Если ты строишь любую свою модель, ты тестируешь какой-то новый продукт на своем рынке, думаешь о каком-то новом проекте, запуске - очень полезно прокрутить его через реверсивную инженерию. Очень!
Многое станет намного прозрачнее, если ты начнешь проектирование своей воронки, своей бизнес-модели не от продукта и твоего к нему отношения, а от тех результатов, которые ты хочешь получить! Не 1-2-3, а 3-2-1.
Не от продукта, а от конечного результата. Сегодня я вижу, что многие развивают свои проекты двигаясь от текущего положения дел, без понимания конечных результатов, как бы по течению. Я сам периодически встаю на эти же рельсы.
Дело в том, что понимание конечного результата, точнее его разницы с вашим "дальним днем" не всегда может радовать. Мы рассуждаем и вообще видим мир как бы "изнутри" себя, у нас есть какие-то представления, эмоции - и может быть так, что понимание "конечных целей" приведет вас к осознанию того, что проще вообще все текущее закрыть и строить с нуля. Это бывает нередко, у меня так было, кстати, несколько раз.
И я спрашивал себя потом - зачем было строить, чтобы потом понять, то все не туда. Тратить силы, деньги, время - самое дорогое! Поэтому лучше бы разбираться со всеми такими моментами на берегу, до начала активных действий или достижения первых пятилетних результатов)).
Понимание "далекого дня" - это не просто вопрос постановки цели (к тому же она может меняться). Фокусировка на этом важна не только при разработке маршрута (структуры), но при совершении шагов (выполнении процедуры)! Т.е. важна фокусировка на "цели далекого дня" в течении любой оперативной задачи. Причем, хорошо, если это будет доступно для всей команды вашего проекта!
Это может многому научить, может очень объединить! И, кстати, сегодня я понимаю, почему эта техника, почему такой уровень планирования не выгоден руководству и владельцам больших бизнесов и больших структур.
Если их сотрудники начнут размышлять такими категориями - многих будет просто не удержать на месте потому. Может случиться так, что станет понятнее пропасть между целями организации и сотрудников. А если помимо МАКРО они еще используют реверс, то некоторые могут начать двигаться в другую, в свою сторону. Т.е. это невыгодно таким структурам, где к людям относятся как к элементам механизма.
Но, если вы предприниматель или если вы эксперт, который думает о каком-то своем направлении - то может быть вам стоит обратить внимание и попробовать применить Макро планирование и Реверс в своей жизни.
Это может дать вам невероятно твердое основание для выстраивания своего нового "здания", своего нового проекта. Это может дать осмысленность и уверенность в себе, уверенность в своих действиях! А это если не все, то очень уже очень многое!